Антикризисные программы для независимых культурных институций во время пандемии
в Беларуси 2020
Пандемия внесла коррективы во все сферы жизни. Культура и искусство стали одними из первых уязвимых секторов. Отменяя/перенося запланированные весенне-летние мероприятия на осень, независимые институции и инициативы начали медленно восстанавливаться, мобилизовывать силы, работать онлайн, но из-за политических событий и второй волны коронавируса вынуждены были снова искать новые форматы взаимодействия с аудиторией, пути монетизации и взаимодействия с партнерами. Важно отметить, что независимый культурный сектор за все время независимости Беларуси еще до прихода пандемии находился в условиях "вопреки", то есть отсутствия государственной поддержки развития национальной современной культуры. Поэтому в некотором смысле такое положение способствовало нахождению альтернативных способов выживания еще до глобальных событий этого года. На основе происходящего ARTONIST инициировал ряд антикризисных проектов для агентов культурного сектора Беларуси с общей задачей – поддержать процессы жизнедеятельности и взаимодействия с реальностью производителей социокультурного продукта. Мы рады поделиться мыслями и выводами на основе реализованных проектов и представляем краткие выводы исследования.
Важно подчеркнуть, что исследование не являлось первоначальной целью инициативы ARTONIST'a. Скорее, оно стало косвенным результатом практической работы по поддержке инициатив и институций, благодаря которой были выявлены общие тенденции запросов и наиболее жизнеспособные стратегии для поддержания обмена между производителем и потребителем культурного продукта. Поэтому в исследовании нет специализированной выборки групп или предложений на основе качества продукта или региона. В опросе участвовали все, кто посчитал нужным заполнить анкету и предоставить запрашиваемые данные в рамках антикризисных проектов. Поэтому под производителем в данной статье имеется ввиду как культурная институция, инициатива, так и единичное лицо – например, художница или художник.
Текст содержит несколько разделов, исходя из целей и объектов для исследования (можно читать выборочно на интересующую тему):

  1. Кому и как помогают беларусы? Результаты кампании #АртПроездной на краудфандинговой площадке molamola.by. Акция консолидации независимых культинициатив #АртПроездной стартовала с целью финансовой поддержки независимых культурных институций в период первой волны пандемии в мире, которая отрицалась властями РБ.

  2. Одиночество в сети. Статистика данных по запросам образовательной программы SOS Culture, которая была логическим продолжением #АртПроездной, только уже для поддержки в дигитальной трансформации проектных инициатив.

  3. Выживут только любовники. Культура и бизнес: покупка искусства как поддержка локальной культуры. Формирование стихийных онлайн-рынков: специализированный сайт-витрина (бизнес-партнерство инвестиционного фонда и онлайн-магазина), инстраграм-рынок (поиск по хэштегу), мини-рынок внутри сообщества как группа 123 в Фейсбук (закрытая группа, вход по приглашению).

  4. Полюби меня такой, какая я есть. Отражение процессов культуры в местных СМИ в период кризиса и глобального локдауна.

  5. Пища для ума. Символические выводы и замечания.
Кому и как помогают беларусы? Результаты кампании #АртПроездной на molamola.by, которая стартовала как программа финансовой поддержки независимых культурных институций в период первой волны пандемии в мире, которая отрицалась властями РБ.
Акция #АртПроездной была создана по инициативе ARTONIST в марте 2020 как ответная мера на начало пандемии в Беларуси. Во время вынужденного карантина и экономического кризиса уязвленной группой, в первую очередь, стали художники и независимые арт-институции. Целью программы стала организация финансовой поддержки для независимых культурных институций с помощью краудфандинга, а также обращение внимания общественности на проблему уязвимого положения современной культуры в Беларуси в целом. Критерии для участия:

  1. Участвовать могут только независимые культурно-социальные институции или инициативы (т.е. негосударственные, не имеющие дотаций из государственного бюджета);

  2. Необходимость финансовой поддержки только на операционные расходы (оплата аренды, коммунальных расходов, налогов и т.д.), а не сбор на реализацию нового проекта/идеи.

  3. Техническое/Законодательное ограничение краудфандинг-площадки: возможность пожертвований только с карт беларусских банков (сложность с принятием зачислений из-за рубежа).

Благодаря площадке MolaMola.by, а также открытому листу-обращению ко всем желающим присоединиться к программе в социальных сетях и пресс-релизу для СМИ, была сформирована база участников из 34 культурных институций. В результате на краудфандинговой платформе был сформирован специальный раздел (URL) по программе #АртПроездной, где были размещены 28 кампаний по сбору средств с необходимой финансовой помощью от 800 до 10 000 беларусских рублей для одного участника.

К акции присоединились такие ключевые игроки независимого культурного поля как галерея "Ў", Cult Korpus, ОК16, клуб "Граффити", Арт Сядзіба, и другие музыкальные и театральные площадки, арт-образовательные проекты, студии, инициативы.

Из-за смены политического климата в середине июня платформа MolaMola была вынуждена приостановить свою работу (и, соответственно, все крауд-кампании остались незавершенными).

В ходе компаративного анализа по сбору средств можно отметить, что большую финансовую (как результат символических отношений со своей ЦА в доковидный период) поддержку получили институции, одной из целью которых является создание сообщества из разных субгрупп (сюда входит и образование, и просветительская деятельность, и публичные мероприятия – выставки, концерты, благотворительные и коммерческие маркеты). Такими институциями, с 50% и более финансовой поддержки от необходимой суммы, стали культурный центр "Корпус" (почти 100%), галерея "Ў" и инициативная выставка "Я Моне Я Шишкин Я Малевич". Чуть меньше - около 45 % - собрал клуб "Граффити". При этом стоит отметить, что заявленные суммы у Культ. центра "Корпус", галереи "Ў" и клуба "Граффити" практически одинаковые. Но разница в количественном показателе подписчиков и работе с аудиторией онлайн, скорее всего, стала закономерностью в получении наибольшей поддержки. Количество подписчиков Культ. центра "Корпус" в 1.8 раз больше, чем у галереи "Ў", и собранная сумма для него больше в 1.6 раз. При том, что "Корпус" существует на культурном рынке всего 3 года, а галерея – 11 лет.

Более 50% собрала инициативная выставка "Я Моне Я Шишкин Я Малевич" – это подтверждает факт включенности разных слоев населения/субгрупп и приведения их к одной точке интереса: в данном случае, потребность у самого потребителя быть увиденным, дать освещение своего творческого пути и своей непрофессиональной творческой деятельности.

В остальном институциями или инициативными группами было собрано меньше 45% от заявленной суммы. Также маленький процент помощи/поддержки получили проекты, которые изначально предлагают только коммерческие услуги, формируют клиентскую базу, нежели консолидируют сообщества с разными интересами.

Региональные инициативы, представленные 5 проектами, собрали суммы в 20-30% от заявленных. Средний чек пожертвования по данной программе составил 25 BYN, самый частый чек - 5 BYN, что подтверждало саму идею Акции, заложенной в названии: "Пока мы находимся на самоизоляции во время пандемии и экономим на проезде, эту сумму билета/проездного можно задонатить любимой арт-инициативе или культурной площадке, чтобы по выходу из локдауна они не закрылись и нам было куда вернуться на выставку или концерт".

Отдельно стоит отметить роль СМИ в поддержке программы #АртПроездной: более 10 СМИ разместили пресс-релизы об акции, а также взяли порядка 5 интервью у крупных культурных площадок о ситуации в культуре во время кризиса. Социальные сети, онлайн-паблики и новостные перепосты стали также ключевыми инструментами успешности кампании.


Одиночество в сети.
Статистика данных по запросам в программе SOS Culture, которая была логическим продолжением #АртПроездной, только уже для трансформационной поддержки культурных институций и инициатив.
Целью программы "SOS Culture" стало прояснение уязвимых мест культурных инициатив или проектов во время пандемии и, как эффект, помощь в дигитальном трансформировании проекта или его возможностей в новых онлай-реалиях при помощи профессиональной экспертизы.В процессе реализации проекта было собрано и обработано 35 анкет (процент от общего числа независимых культурных институций в РБ - неизвестен; случайная выборка - на основе нетворкинга).

Исходя из полученных данных, 88,5% независимых проектов в доковидную ситуацию, были сконцентрированы на офлайн-деятельности и только из 11,5% совмещали ее с онлайн-активностью или презентацией своего продукта/услуги в digital-пространстве. Основной запрос проектов/инициатив, который возник в период пандемии, – запрос на финансирование с целью расширения команды и технического оснащения (в основном, специалистами в области таргетинга и создания контента) для последующего выхода в онлайн. При этом в двух анкетах была обозначена потребность в психологе для работы с командой. Главной целью в период карантина более 71,4% респондентов обозначили необходимость смены формата и/или его трансформацию в онлайн. 48,6% ответили, что нуждаются во внедрении платного сервиса/услуги онлайн, a вопрос монетизации интересовал 28,6% респондентов. Более 50% респондентов-представителей онлайн-проектов задались целью создания платного сервиса и пересмотра формата через повышение качества контента и таргетинга.

Экспертная поддержка была оказана 20 независимым культурным акторам, более половины участников программы нашли новые онлайн форматы своей деятельности и реализовали проекты на базе полученных знаний в области дигитального культурного менеджмента, создания и продвижения онлайн проектов.
Выживут только любовники.
Культура и бизнес: покупка искусства как поддержка локальной культуры. Формирование стихийных онлайн-рынков: специализированный сайт-витрина (бизнес-партнерство частной галереи и онлайн-магазина), инстраграм-рынок (поиск по хэштегу), мини-рынок внутри сообщества как группа 123 в фейсбук (закрытая группа, вход по приглашению).
В доковидный период анализ беларусского рынка искусства не проводился. Существовали точечные площадки и инициативы по продвижению и продажам работ художников, например, галереи "Ў" и "A&V", ежегодный "Осенний салон", государственные магазины, как "Галерэя мастацтва" и другие; каждый из агентов занимал свою нишу в продвижении того или иного вида искусства. Ссылаясь на проведенное исследование, благодаря пандемии, а именно, условиям, в которые она поставила сферу культуры и искусства. Закрытие границ, выставочных и концертных площадок и, как результат – прекращение нормальных процессов взаимодействия, обрекло многих агентов искусства и культуры на изоляцию - как физическую так и финансовую. Использование интернета как площадки для дальнейшей коммуникации, самоорганизации и поддержки стало логичным действием. Сперва стихийные аукционы по продаже искусства были организованы для поддержки врачей. Все деньги шли в фонды и волонтерские программы, которые обеспечивали больницы и сотрудников необходимыми средствами защиты. В это же время стало понятно, что сектору культуры и искусства, кроме как на самого себя, рассчитывать не на кого. Были организованы стихийные онлайн-рынки: 1) специализированный сайт-витрина (бизнес-партнерство частной галереи и онлайн-магазина), 2) инстаграм-рынок (продажа по хэштегу), 3) группа 123 в Фейсбук как мини-рынок (закрытая группа, вход по приглашению). По итогу они стали как ключевыми каналами в активной купле-продаже произведений искусства на внутреннем рынке Беларуси, так и причиной его возникновения. Вопрос только: на какой срок?


1. Специализированный сайт-витрина (бизнес-партнерство частной XO gallery и онлайн-магазина "21 век") был организован как помощь для художников в продаже работ.

Данная кооперация скорее является партнерской программой по причине вхождения онлайн-гипермаркета "21 век" в один портфель инвестиционного фонда "Зубр-капитал". (Напоминаем, что Олег Хусаенов является генеральным директором фонда и, по совместительству, директором XO gallery). Галерея в данном партнерстве полностью закрыла юридические аспекты купли-продажи, а также транспортировки работ, в то время как "21 век" организовал онлайн-витрину. Стоит упомянуть, что ни онлайн-гипермаркет, ни галерея не ставили цель заработать на посредничестве при продаже. Для участия в проекте было выслано 150 приглашений художниками. Согласились около 70 человек. Было представлено 120 работ, продано 7. Из них 6 – живописных (небольшой формат, стоимость до 300 беларусских рублей) и 1 бронзовая скульптура. Были заказы еще на 3 картины, но на момент заказа их уже не оказалось в наличии у авторов (мужчин). Ценовой диапазон произведений, представленный в рамках проекта - от 74 бел.руб (23 евро) до 2924 бел руб. (975 евро).

Информация о средней цене продажи произведения является коммерческой тайной. Организатор предпочел не называть эти цифры.


2. Инстаграм-рынок (поиск по хэштегу #АртНаКарантине); #АртНаКарантине - акция, инициированная ARTONIST'ом параллельно с #АртПроездным в марте 2020 года с целью ускорить продажи работ художников в социальной сети Инстаграм без посредников. Художник размещал работу с данным хэштегом, далее вопросы цены/оплаты/доставки художник и покупатель решали самостоятельно, в direct. Акция не предполагала профессиональной выборки работ. По результатам первого месяца работы (Апрель, 2020) среди участников акции был проведен опрос.


Количество полученных анкет: 75

Количество представленных работ: 341

Усредненное всего продано: 25

География: русскоязычный сегмент, участники акции.

Живопись была представлена в 61% случаев;

Графика – 22%

Фотография – 7,5%

ДПИ – 7,5%

Инсталляция – 2%


Показательный для понимания общей тенденции опрос с точки зрения вовлечения и распределения ролей и оплаты труда в поле искусства между мужчинами и женщинами. Согласно данным "Женщины и мужчины Республики Беларусь: статистический сборник." (Мн., 2018, с.140), разница между заработком мужчины и женщины в поле искусства и культуры составляет 40%, при этом студенток, связанных с искусством и дизайном, - 70%, а студентов- 30%.

В данном опросе из 100% анкет 75% принадлежат женщинам, а 25% – мужчинам. При этом наблюдается разница в заявленном среднем диапазоне стоимости за работу: у женщины-авторки она составляет от 10 до 500 евро, в то время как у мужчины-автора - от 10 до 1500 евро. Можно сказать, что разница потолка в оценивании своего произведения между мужчиной и женщиной в данном случае – 33%. При этом у женщины (берем данные по Минску, т.к. тут более чистый результат, меньшая погрешность) средняя цена за работу - 75 евро, у мужчины - 422 евро. Процентное соотношение проданных работ к 100% представленных - 6,7%. Из проданных 95% принадлежат художницам по цене в 2.6 раза меньше средней запрошенной, в то время как у мужчины-автора куплена только одна работа – в 10 раз меньше средней запрошенной.

В выборке по зарубежью, где 80% женщин и 20% мужчин, было куплено 32% работ из 100% представленных художницами по средней цене 55 евро. К сожалению, соотношения ценового диапазона и количества работ, выставленных мужчинами-авторами, привести невозможно, т.к. не все участники указали цены. То есть мужчины-авторы из-за рубежа скрыли свои потенциальные запросы по цене и, следовательно, гонорар за работу. При этом разбежка у женщин между заявленной ценой и реальной продажей составила в 1.6 раз меньше.

Можно сделать вывод, что работы художниц продаются лучше. Тут несколько факторов: 1) цена на произведение меньше, 2) количество, а значит и выбор произведений больше, 3) женщины более активны онлайн (как пользовательницы социальных сетей).


3. Группа 123 в Фейсбук как мини-рынок внутри сообщества (закрытая группа, вход по приглашению)


Идея создания такой инициативы в онлайн-пространстве Беларуси появилась как продолжение уже существующего формата в российском онлайн-пространстве. Автор – галерист Максим Боксер инициировал онлайн-продажу работ художников в группе на Фейсбук по следующей концепции: продаешь две работы – одну отдаешь в фонд группы, продаешь три – покупаешь одну у коллеги. Таким образом осуществляется поддержка не только со стороны покупателей, но и друг друга внутри художественного поля.По словам создателя и модератора беларусской группы Василия Мотолянца, на данный момент продано более 1000 работ, и 30-40 работ находятся в фонде. Группа стартовала 14 мая 2020 года, и сейчас количество участников (продавцы-художники, покупатели) чуть более 4800 человек. Статистика группы на данный момент не ведется и не предполагалась создателем, поэтому представлены фактические данные за последние 28 дней (на 13 ноября 2020).На данный момент продано более 1000 работ. По виду искусства – сложно сказать, так же, как и вывести процентное соотношение. Средняя цена за графику – 45 рублей (15 евро), всего около 800 работ, живопись – 250 рублей (78 евро). Приблизительно 250 художников участвовало в торгах.Количество представленных работ с момента открытия группы можно сосчитать предположительно: за весь период было 3700 одобренных постов-продаж, в каждом посте была предложена в среднем одна работа. Исходя из данных по продажам, получается, что было продано около 30% предложений. По наблюдениям модератора, 45% из проданных работ принадлежат авторам–мужчинам, 55% – авторам–женщинам.

Одной из причин феномена (высокая динамика продаж искусства во время пандемии и кризиса) в группе 123 по словам создателя – это азарт покупки: фокусировка внимания на растущем предложении и возможности за привлекательную цену купить работу у профессионального/признанного художника прямо сейчас, по принципу моментального аукциона. При этом такая форма онлайн активности – уникальная на рынке онлайн-услуг, сформированных в пандемию, где за деньги в основном покупались участие в онлайн-марафоне, курсы и т.д. Отслеживание предложений сродни онлайн-шоппингу в момент распродажи, что хорошо срабатывает на отвлечении от "изоляции", социально-экономического кризиса, а проведение в онлайн время сопрягается с азартом и пользой, получением реальной физической (приобретение произведения) и моральной (поддержка художников) выгоды от потраченных денег.Вынужденный переход из офлайна в онлайн, с одной стороны, облегчил финансовую и техническую нагрузку экспонирования своих работ художниками, с другой стороны, уменьшил психологические барьеры "художник-покупатель", сделав онлайн-экспозиции искусства доступными для обеих сторон, в том числе и для коммуникации с целью продажи/приобретения.


В сравнительном анализе продаж через все площадки (Инстаграм через личный аккаунт, Фейсбук через модерацию, онлайн-гипермаркет по приглашению художников) и с учетом разных сроков их активности количество проданных работ из 100% представленных, составило 6,7%, 30%, 5,8% соответственно. То есть группа 123 на Фейсбук оказалась более продуктивной как в отношении продаж, так и в отношении получения работ в свою коллекцию за символическую оплату посредничества. Однако, стоит помнить о соотношении количества и качества представленных работ, символическом капитале автора (данный анализ не включает выборку, исходящую из культурной ценности представленных работ и ее автора/авторки), а также об анализируемых периодах, что говорит в первую очередь о потребности в поддержке и солидаризации общества.

В рамках предложения и спроса можно сделать вывод, что, несмотря на большее количество купленных живописных и графических работ, на рынке были представлены фотография, скульптура, иллюстрация и ДПИ. Стоит отметить, что не было предложений о продаже концептуальных работ художников, видео-арта, объектов и документации (авторских архивов работ). Тенденцией. скорее, является самоизучение рынка – как в возможностях презентации предложений онлайн, художественной работы через посредника или без, работы с покупателем, формировании конкурентной среды, так и вкусов и платежеспособности зрителя - искушенного и неискушенного. Скорее, это похоже на "бульон" из предложений и хаотичности спроса, разобрать и конкретизировать которые еще предстоит.

Особенностью в скором формировании рынка стал выход в онлайн с позиции ухода искусства - как вынужденной меры - из галерей – достаточно ангажированного места для покупателя с другими финансовыми возможностями. То есть произошел сброс установки, что произведение искусства стоит не менее 1000 евро и доступно только искушенному коллекционеру. Теперь "каждый может быть коллекционером", исходя из своих финансовых возможностей. При этом немаловажным фактом в упразднении этого клише является освещение цены в онлайн: то есть теперь для того, чтобы узнать сколько стоит произведения искусства или работа понравившегося художника, не обязательно идти в галерею. Достаточно заглянуть на сайт и узнать, во сколько сам автор оценивает свою работу, сколько она стоит фактически без посредников.


Полюби меня такой, какая я есть.
Отражение процессов культуры в местных СМИ в период глобального локдауна.
Отличительная особенность проблемы для онлайн–платформ, специализирующихся на освещении процессов культуры (в общем понимании взаимосвязей и структуры общества), по словам главреда citydog.by Сергея Сахарова – это "недостаток любви к национальной культуре", то есть отсутствие ощущения гордости/интереса к национальным, локальным процессам развития в сфере музыки, кино, искусства и lifestyle. И, как внешний фактор, – перебивание локальной культурной повестки в СМИ повесткой ближнего зарубежья, т.е. как быстрая потеря интереса у читателя к локальному событию, так и долгое внимание к зарубежному событию в культуре.

При этом форматы освещения культурных процессов на том же Citydog выходят только благодаря спонсорской поддержке, где на выходе читатель получает информацию о существующем положении культуры: о процессах, которые происходят, и проблемах, с которыми сталкивается культурный работник/ца. Платформа получает оплату труда автора и кликабельность, а спонсор – интеграцию и рекламу.Однако есть риск того, что спонсор влияет на выбор/формат освещаемого культурного контента, продиктованного конкурентными целями бизнеса и его безопасностью.


В случае 34mag.net есть запрос на новые форматы и предложения осветить то или иное мероприятие, однако, имеется момент "срока годности", то есть актуальности события не только с концептуальной точки зрения, но и временной.

По словам главреда Onliner.by Александра Чернухо, раздел об освещении процессов в культуре для портала - больше как часть КСО. При этом от авторов ждут материалов с цепляющими заголовками и написанных для широкой аудитории. Цель – увеличить узкую целевую аудиторию, и так интересующуюся культурой, на более широкую группу, расширяя кругозор читателя, адаптируясь под запросы целевой аудитории портала.

На самом крупном информационном портале страны TUT.by специализированого раздела "Культура" нет, его заменяет раздел "Кругозор". Он включает в себя и рецензии на культурный продукт (книги, музыкальные альбомы, театральные постановки), но также и материалы, посвященные событиям в сфере культуры и ивентам - Relax.by, интервью с художниками и аналитику, иногда - обзоры. По словам редактора Дениса Мартиновича, количество просмотров материала про культуру колеблется в районе 10 000. В то время как среднее количество просмотров материалов других рубрик доходит до 200 000. К слову, просмотры обзора Eurovision достигают 300 000.

Оба редактора отмечают важность простого языка при подаче материала и необходимости доверия со стороны автора к редакторской правке при, например, озаглавливании статьи для увеличения количества просмотров со стороны читателя. Так, у TUT.by есть "ротация заголовков" с целью тестирования на наиболее кликабельные, и в конце остается тот заголовок, который цепляет публику больше всего (соответственно, приносит больше просмотров и лучше монетизирует). Все главреды указали на потребность в авторах (их пока мало, потому что про культуру писать не выгодно и интеллектуально затратно), журналистов, пишущих о культуре для широкой аудитории в Беларуси не хватает.


При этом опрос, проводимый в 2018 для проекта STATUS среди агентов культурного поля, в частности - современного искусства, показал, что 92% опрошенных на вопрос "Как вы отслеживаете процессы, происходящие в современном беларусском искусстве?" ответили "Слежу за новостями в социальных сетях", 53% - "Читаю то, что пишут TUT.by, Citydog.by, Kyky.org, The-village.me, журнал "Большой" и др.", и 30% – "Читаю альманах "Партизан".


А вот вопрос "Недавно прочитанная вами специализированная статья по искусству/о художнике" был опубликован с намерением найти превалирующий источник информации для агента культурного поля Беларуси. Тем не менее, только три издания и один блог из 53 ответов были упомянуты два и более раз: 34mag.net, Garagemca.org, Culturepartnership.eu, Prostory.net.ua, Cult16.wordpress.com (на сегодняшний день заморожен), Artchive.ru. Стоит отметить, что опрос проводился в 2018 году и, возможно, данные изменились. Но и тут видна тенденция ухода "профессионального" читателя на специализированные онлайн-ресурсы ближнего зарубежья, в то время как локальные СМИ больше нацелены на широкую аудиторию.


Самые крупные онлайн-издания в освещении процессов культуры нацелены на легкочитаемость материала широкой аудиторией и не ставят своей целью делать специализированный материал под запрос "профессионального" читателя. Также, существует перебивание локальной культурной повестки в СМИ повесткой ближнего зарубежья. С одной стороны, локальный информационный повод о культуре упирается в освещение для широкого зрителя или как интеграция с брендом, с другой – уводит профессионального читателя на узкоспециализированные сайты ближнего зарубежья, делая "кликабельным" "чужой материал" (по данным проекта STATUS, выборка: агенты сферы современного искусства). При этом главным источником, например, локальных новостей в сфере современного искусства был назван портал 34mag.net, а информации о процессах, происходящих в культурном секторе, – Citydog.by, Kyky.org, TUT.by и The-village.me.


Пища для ума. Символические выводы и замечания.
Социально-политические условия сегодня в Беларуси, а именно августовские события, стали причиной всплеска реализации национального творческого потенциала. Belarus (как бренд) и солидарность, самоидентификация гражданского общества в рамках политического кризиса стали движущей силой для развития интереса извне ко всей современной беларусской культуре: музыке, фильмам, визуальному искусству. При этом, глядя на тенденцию солидарности и самоорганизации общества как в профессиональной, так и в гражданской среде, можно сказать, что благодаря онлайн-инструментам ранее разобщенные, ангажированные сообщества стали видны друг другу (это касается и дворовых чатов, и профильных). Дворовые концерты, лекции совместно с соседскими чаепитиями дали возможность напрямую, лично познакомиться не только как производитель-потребитель, но выстроить новые отношения в рамках развития, идентификации, самопрезентации национальной культуры и, расширяя взаимодействие между людьми, объединенных общей целью любви и честности, указать на взаимность во взглядах на будущее. Такая же тенденция к взаимной профессиональной поддержке видна и в межсекторном сотрудничестве: например, когда художники устраивали аукцион с целью собрать финансовую помощь медикам на средства защиты в первую волну пандемии, или когда выставочный зал галереи "Ў" на три месяца превратился в волонтерский штаб - также с целью помощи медикам. Такие же коллаборации есть и среди культурных институций и агентов: культурный центр "Корпус" запустил программу поддержки инициатив, а запуск антикризисных проектов ARTONIST'a поддержало весомое количество арт-деятелей, институций и СМИ, освещающих возможности проекта и важность его для независимой культурной среды.

Мы надеемся, что публикация данной статьи станет полезной и натолкнет агентов культуры и независимые институции к новым формам взаимодействия, а авторам-производителям поможет лучше понять как свои, так и потребительские запросы в рамках отношений, в которых именно ценность является движущим фактором. Поэтому, беря во внимание представленные данные как возможность для повышения качества стратегий взаимодействия и способов жизнедеятельности, мы говорим о конкретных инструментах в конкретный период времени, предлагая вам проверить и улучшить их эффективность уже в будущем году.

Made on
Tilda